План мероприятий первичной профилактики компьютерной и игровой зависимости среди несовершеннолетних
№п/п
Сроки проведения
Содержание мероприятий
Примечания
1 блок
Сентябрь-октябрь
· Психологическое исследование. Диагностика по выявлению наличия признаков компьютерной и игровой зависимости. Методики Леонгарда, Кулакова, Никитина, Такера.
· Организация работы родительского клуба. Тематическое выступление на родительском собрании «Ребёнок и компьютер. Опасная грань
· Тематическое выступление на педагогическом совете школы (методическом совете школы) «Причины возникновения аддиктивного поведения у несовершеннолетних».
· Психологические тренинги для учащихся «Живое общение». «Давайте общаться».
· Тематический классный час для учащихся «Компьютер: за и против».
· организация индивидуального консультирования педагогом-психологом детей, попавших в «группу риска» по результатам обследования.
Приложение № 1
2 блок
Ноябрь-декабрь
· Работа родительского клуба. Беседы на темы «Влияние компьютера на здоровье ребёнка», «Значение игры в жизни ребёнка»
· Тренинг для учащихся «Живое общение». Давайте наблюдать. Хорошо ли я знаю одноклассников.
3 блок
Январь-февраль
· Работа родительского клуба. Беседа на тему появление и развития одиночества у детей
· Тематический тренинг для учащихся: « Давайте наблюдать, давайте говорить», «Позитивная виртуальность и девиртуализация»
4 блок
Март-апрель
· Повторная диагностика и анализ мониторинга полученных данных (Такер, Никитин, Кулаков)
· Конкурс плакатов, рисунков, слоганов учащихся «Жизнь в реале».
· Работа родительского клуба. Психологический тренинг для детей и родителей «Связующая нить»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ТЕСТ НА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ (КУЛАКОВ, 2004 г.)
Ответьте на предложенные вопросы, используя следующую шкалу:
«очень редко» - 1 балл
«иногда» - 2 балла
«часто» - 3 балла
«очень часто» - 4 балла
«всегда» - 5 баллов
Как часто вы обнаруживаете, что задержались в Сети дольше, чем планировали?
Как часто вы забрасывали свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в Сети?
Как часто вы предпочитаете развлечения в Интернете реальному общению со своими сверстниками?
Как часто вы строите новые отношения с друзьями по Сети?
Как часто ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, которое вы проводите в Сети?
Как часто из-за времени, проведённого в Сети, страдает ваша учёба?
Как часто вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
Как часто страдает ваша успеваемость или успешность в какой-либо деятельности из-за использования Интернета?
Как часто вы сопротивляетесь разговору, или скрываете, если вас спрашивают о том, что вы делали в Сети?
Как часто вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их мыслями об Интернете?
Как часто вы чувствуете приятное предвкушение от предстоящего выхода в Сеть?
Как часто вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?
Как часто вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает вас, когда вы находитесь в Сети?
Как часто вы теряете сон, когда поздно находитесь в Сети?
Как часто вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в Сети, или воображаете, что вы там?
Как часто вы говорите, что проведёте в Сети «ещё пару минут….»?
Как часто вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в Сети?
Как часто вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в Сети?
Как часто вы предпочитаете находиться в Сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
Как часто вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда вы не в Сети, что вскоре исчезает, стоит вам выйти в Интернет?
Если набрано 50-79 баллов, стоит учитывать серьёзное влияние Интернета на жизнь испытуемого.
Если набрано 80 баллов и больше, можно диагностировать Интернет-зависимость с необходимостью помощи специалиста.
ТЕСТ ТАКЕРА
НА ВЫЯВЛЕНИЕ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ (модифицированный и адаптированный для несовершеннолетних психологом Коныгиной И.А.)
Отвечать следует, имея в виду последние 12 месяцев.
Играл ли ты за последний год в компьютерные игры так, что не замечал времени?
а/ никогда;
б/ иногда;
в/ чаще всего;
г/ почти всегда.
За последний год, играя в компьютерные игры, нужно было тебе больше времени для того, чтобы достичь нужной степени азарта (возбуждения)?
а/ никогда;
б/ иногда;
в/ чаще всего;
г/ почти всегда.
Когда ты играл накануне, возвращался ли на следующий день к той же игре, чтобы пройти незавершённые уровни?
а/ никогда;
б/ иногда;
в/ чаще всего;
г/ почти всегда.
Брал ли ты деньги в долг, чтобы иметь возможность играть?
а/ никогда;
б/ иногда;
в/ чаще всего;
г/ почти всегда.
Было ли у тебя когда-нибудь чувство, что у тебя могут быть проблемы с зависимостью от компьютерных игр?
а/ никогда;
б/ иногда;
в/ чаще всего;
г/ почти всегда.
Можно ли так сказать, что компьютерные игры являлись иногда причиной твоих проблем со здоровьем (включая стресс и беспричинное беспокойство)?
а/ никогда;
б/ иногда;
в/ чаще всего;
г/ почти всегда.
Критиковали тебя когда-нибудь за твоё пристрастие к компьютерным играм, даже если ты считал эти замечания несправедливыми?
а/ никогда;
б/ иногда;
в/ чаще всего;
г/ почти всегда.
Было ли когда-нибудь твоё пристрастие к компьютерным играм причиной твоих проблем?
а/ никогда;
б/ иногда;
в/ чаще всего;
г/ почти всегда.
Возникало ли у тебя когда-нибудь чувство вины за то, как ты играешь, или за то, что происходит во время игры?
а/ никогда;
б/ иногда;
в/ чаще всего;
г/ почти всегда.
ПОДСЧЁТ БАЛЛОВ
«НИКОГДА» - 0
«ИНОГДА» - 1
«ЧАЩЕ ВСЕГО» - 2
«ПОЧТИ ВСЕГДА» - 3.
Баллы за ответы на все 9 вопросов суммируются.
0 баллов – нет никаких негативных последствий от компьютерной игры.
3 – 7 баллов – человек играет в компьютерные игры на уровне, который может привести к негативным последствиям.
8 – 21 балл – человек играет на уровне, ведущим к негативным последствиям; возможно, контроль над пристрастием к компьютерным играм уже потерян – чем выше результат, интенсивнее игра, тем серьёзнее могут быть проблемы; высока вероятность патологического гемблинга (формирования зависимости).
ТЕСТ НА ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЮ (зависимое поведение) ДЛЯ ПОДРОСТКОВ